Красная нить защитит от порчи

Порыв к творчеству для Нины Васильевны Лобеевой начался неожиданно – после посещения уголка крестьянского быта в школе села Крутые Хутора.

Учитель математики и физики с 36-летним стажем обратила внимание на экспозицию с нарядным женским костюмом, в котором ходили местные жительницы в начале прошлого века. И это «произведение искусства», как она говорит, перевернуло ее жизнь. И вскоре в гардеробе появилась необычная обновка собственного производства – русский народный костюм, сшитый по старинным образцам. Потом начала шить тряпичные куклы в народных костюмах, вышивать тамбурным швом полотенца, лепить романовскую игрушку.

 

И сейчас, работая старшим библиотекарем в селе Крутогорье, Нина Лобеева продолжает заниматься рукоделием и декоративно-прикладным творчеством, ведет кружки для детей («Карагод») и взрослых («Рукодельница»). Участвует в выставках и конкурсах. Она и ее ученики – лауреаты Международного фестиваля гончаров в Скопине, Всероссийского фольклорного фестиваля «Хоровод традиций», Межрегиональных фестивалей-конкурсов традиционной игрушки «Ты, душа моя, игрушечка!», «Поет игрушка-романушка», областного фестиваля народных ремесел, областного конкурса «Рождественская звезда» и других.

О профессиональном пути и творчестве – в беседе с Ниной Лобеевой.

 

Творческие гены

 

– Нина Васильевна, ваши творческие способности раскрылись не так давно. А раньше, в юные годы, чем-то подобным увлекались?

 

– Рисовала неплохо, могла вышивать и вязать. Но мама всегда говорила: на первом месте должна быть учеба, а потом все остальное. Кстати, творческая жилка у меня от нее. Она очень хорошо рисовала, оформляла плакаты, шила, вышивала. Маму, Галафееву Ольгу Георгиевну, в нашем Падовском сельском поселении многие знали. Она долгие годы работала учителем русского языка и литературы в Падовской и Крутогорской школах. Ушла из жизни в возрасте 90 лет, в 2008-м.

 

Папа умер, когда мне было шесть лет. Он участник войны. Работал счетоводом-бухгалтером в сельской администрации. От отца у нас любовь к точным наукам. Мои старшие брат Владимир и сестра Людмила, как и я, были учителями математики. К сожалению, их тоже уже нет. Кстати, двое из трех моих дочерей пошли по учительской стезе, и всем передались творческие способности.

 

– Третье поколение учителей – это замечательно!

 

– Да, в нашем роду много педагогов. Еще ребенком я решила, что непременно буду учить мальчишек и девчонок. После 8 класса поступила в Лебедянское педагогическое училище, а после его окончания – в Липецкий пединститут на физико-математический факультет. Трудовая деятельность началась в 1979 году в Хорошевской школе, где работала не только учителем математики и физики, но и рисования. Потом 24 года эти же предметы преподавала в Падовской школе, а в 2006-м, когда ее закрыли, перешла в школу села Крутые Хутора. С 2009 по 2011-й вела начальные классы в родной Крутогорской школе. А после ее закрытия вернулась в Крутые Хутора. С 2015 года работаю старшим библиотекарем в Крутогорской библиотеке. Работа нравится, работа интересная, я довольна.

 

«Это шедевр»

 

– Школа в Крутых Хуторах – особая страница в вашем творческом становлении...

 

 – Да, именно здесь я серьезно увлеклась женским рукоделием и народными промыслами. А началось все, когда увидела в уголке крестьянского быта нарядный костюм из домотканого материала, который в 20-е годы прошлого столетия надевали в праздники местные женщины. Он очень схож с общерусским народным костюмом. Розовая юбка с оборкой и белая рубаха с тамбурной вышивкой поразили и красотой, и простотой. Не верилось, что так искусно можно сшить вручную. Наши предки были большими мастерицами.

 

– И вам захотелось повторить такую красоту?

 

– Да. Я сняла мерки, купила ткань и приступила к работе. Рубаху сшила из белого льна и вышила тамбурным швом. Эту вышивку еще называют «мышиной тропкой»: глухой односторонний шов напоминает цепочку, похожую на следы мышей. Панёву раскроила из красного льна. На фартуке настрочила атласные ленточки и рюши. Головной убор состоит из кокошника, украшенного бусами, и вышитого атласного башлыка. Получилось, на мой взгляд, неплохо, тем более, первая работа. Этот костюм надеваю, когда провожу мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству или читаю на своей странице ВКонтакте сказки народного мастера России Елены Смолеевской, руководителя студии традиционной глиняной игрушки областного музея народного и декоративно-прикладного искусства.

 

Иногда наряжаюсь в романовский костюм – подарок жительницы села Троицкого. Вот это – шедевр! Ношу его с особой осторожностью: костюму больше ста лет.

 

– Вы еще и полотенца вышиваете тамбурным швом. На льняных полотенцах можно увидеть самые разнообразные узоры: птицы, деревья, яблоки, диковинные цветы. Что они означают?

 

– Полотенца (или рушники) играли важную роль в жизни русского человека. Это символ оберега. Женщины оформляли их с особым пристрастием. Богато вышитые полотенца дарили на венчание и крестины, украшали ими красный угол избы, иконы, зеркала, подносили на них хлеб-соль уважаемым гостям. Полотенце – это кладезь информации, передаваемой через орнамент и цвет. Здесь нет ни одной случайной линии или знака.

 

И цвета нитей имели значение. Мастерицы нашего края использовали чаще всего красные нити (основные) и черные (для выразительности узора). Красный цвет исстари считался излюбленным у русских женщин, он символизировал животворящие силы природы, считалось, что этот цвет защищает от злых духов. Его оттенков очень много, десятки: алый, багровый, вишневый, малиновый, червонный и так далее.

 

Ну вот, например, на полотенце я вышила двух петухов, полянку и цветы. Что это означает? Петух считается символом мужского здоровья, счастья и богатства. А цветы, листья, ягоды – знак достатка и благоденствия.

 

Из животных орнаментов нередко изображают голубя – он олицетворяет семью, любовь и верность. Петухи, соколы и голуби в паре, повернутые головками друг к другу, – символ жениха и невесты, которые готовы создать семью, символ разделенной любви. Птицы семейного счастья – павлины с венком на голове. А вот вышивать на свадебных полотенцах кукушек и соловьев нельзя, потому что они символизируют вдовство и холостяцкую жизнь.

 

Узоры с розами – знак бесконечного солнечного движения с вечным возрождением. Ягоды калины – символ крови и бессмертного рода. Вот поэтому на всех свадебных полотенцах, девичьих и мужских сорочках вышиты сочные гроздья калины. Символ невинности, чистоты и девичьего очарования – лилия. Контур узора напоминает пару птичек, что означает знак любви. Лилия – тройственный цветок, в нем заложено рождение, развитие и бесконечность жизни.

 

Сейчас я вышиваю полотенце, где изображен большой репейник (лопух) с цветами. Это, кстати сказать, наши местные, падовские мотивы. Репейник – оберег, который притягивает благополучие, удачу, дарит уют домашнего очага. Такие полотенца предназначены для ежедневного использования.

Традиционных орнаментов и символов, на самом деле, – огромное количество.

 

Умельцы на все руки

 

– На базе Крутогорской библиотеки работает клубное объединение для взрослых «Рукодельница», которым вы руководите. Какой работой сейчас заняты?

 

– В этом году администрация Падовского сельского поселения заказала пошив костюмов для праздничных мероприятий, выделила средства. И по старым образцам наша дружная команда занялась восстановлением местного костюма, в котором лет 80 назад жительницы Крутогорья выходили замуж. Костюм имеет сходство с романовским.

 

Красивым получился повойник. Повойник – это старинный головной убор русских замужних крестьянок в виде повязки, который надевается под платок. Его мы украсили бисером и кружевом. Юбку сшили из темного розового атласа, из украшений – ленты, рюшка, кружево. Рубашка тоже в розовом цвете с узким кружевом, спереди застежки-пуговки. Завершают костюм кокошник и венчик. Башлык-образец цел, а венчик не сохранился, но мы его домыслим. Обычно его украшали бусинками – так и сделаем. Главное украшение костюма – разноцветные стеклянные бусы в несколько рядов.

 

– Каждая мастерица выполняет определенную работу?

 

– У каждой своя специализация. Одни шьют, другие вышивают и украшают изделия. Среди участниц объединения – Людмила Бухановская, Люся Смольникова, Светлана Лунева, Галина Лунева, Анастасия Куприкова, Елена Ивакина. Много практических советов мы получили от хранительницы народных традиций и обрядов Раисы Михайловны Ситниковой, за что выражаем ей огромную благодарность.

 

– А в кружке «Карагод» вы учите юных воспитанников шить тряпичные куклы, лепить романовскую игрушку, вместе изучаете традиции в народном календаре – широкий диапазон творчества...

 

– Дети с удовольствием, серьезно занимаются рукоделием и народно-прикладным искусством. Их работы побеждают даже во всероссийских конкурсах. Мы шьем не просто тряпичную куклу, но и народные костюмы для нее. Изготовляем и другие куклы. Например, популярную в народе травницу-кубышку. У нее широкая юбка, большая грудь (символ плодородия и достатка), туловище – большой узел и два узелка в руках, которые заполнены высушенными ароматными травами – душицей, зверобоем, мятой, жасмином, полынью и другими. Чудодейственная куколка наполняется одной травой или сбором в зависимости от назначения. Она может служить оберегом от нечистой силы, очищает и ароматизирует воздух в доме, помогает в избавлении от болезни. Травница – поделка универсальная, на все случаи жизни: от ссор в семье и недугов, поднимает настроение, а еще это оригинальная детская игрушка.

 

Особое место в славянской культуре занимает обрядовая кукла-столбушка – защитница дома от порчи, бед, козней и другого негатива. Мы с ребятами ее тоже делаем. Основа этой куклы – плотно скрученная ткань (столб). Использовать колющие инструменты (ножницы, ножи, иголки) при изготовлении запрещалось, чтобы не повредить магическую ауру. Куклу не принято наделять чертами лица, чтобы в нее не мог вселиться злой дух.

 

Древним оберегом дома и семейного благополучия является мотанка с золой – так называемая зольная кукла. Считалось, что она притягивает достаток и защищает от злых духов. Ее устанавливали на видное место: на окно лицом на улицу. Куклу изготавливали, переезжая в новый дом, чтобы забрать частичку силы своего рода на новое место. Зола считалась проводником между двумя мирами: мертвых и живых. Для оберега брали золу только из своего дома. Зольная кукла передавалась от матери к дочери. Выходя замуж, девушка вместе с семейным талисманом получала опыт, знания своего рода и тепло родного очага.

 

Предметы старины

 

– Посетители библиотеки, особенно тот, кто пришел впервые, обращают внимание на уголок крестьянского быта. Пополняется ли он новыми экспонатами?

 

– Да, здесь много предметов «старины глубокой» – самовар, гребень для чески льна, утюг, лампада, зеркало в резной раме, пианино, рубель, ступа, кухонная утварь. Недавно местные жители принесли в дар прялку с нитками и деревянную стиральную доску. Потихоньку пополняем хранилище.

 

– Народное творчество – это поистине душа народа и его сила и гордость. Замечательно, что благодаря труду и творчеству современных мастеров старинные ремесла продолжают жить, а секреты мастеров давно минувших лет бережно хранятся и передаются из поколения в поколение, а значит, ниточка, связывающая нас с далекими предками, никогда не порвется.

 

– Сейчас, в эру развития высочайших информационных технологий, и взрослое поколение, и молодежь испытывают дефицит знаний о национальных традициях, культуре, быте. Поэтому Год культурного наследия народов России, объявленный президентом нашей страны, дает возможность поддерживать и дальше развивать самобытные традиции, ремесла и искусства народов России. Это отличный повод для проведения, в том числе в учреждениях культуры, мероприятий, направленных на развитие и популяризацию русского народного творчества и национального наследия малой родины.

Татьяна ДОЛГИХ.

Комментарии

Оставить комментарий

Члены жюри XX Всероссийского конкурса народных мастеров декоративно-прикладного искусства «Русь мастеровая единогласно признали победителем в номинации «Вышивка» мастера Центра Романовской игрушки села Троицкое Елену Зинину.

Провести веселый праздник для сельской детворы, устроить экологический десант, подключиться к волонтерской акции… Тысячи подобных дел сегодня на слуху. Школьники, студенты, активные, неравнодушные, легкие на подъем объединяются и… вместе идут творить добро.

22 июня 1941 года – одна из самых трагичных дат в истории нашей страны.

Великая Отечественная война стала настоящим испытанием для многих миллионов людей. Тысячи и тысячи добровольцев отправлялись на передовую защищать Родину и мирных жителей, ковавших Победу в тылу. Подвиг советского народа, освободившего не только свою территорию, но и Европу от фашистов, невозможно переоценить.

Преподавателя Боринской детской школы искусств, концертмейстера Анатолия Ивановича Королькова не без основания называют человеком-легендой. В БДШИ трудится 57 лет, 45 из которых был директором образовательной организации.

В межпоселенческом Центре культуры и досуга в деревне Копцевы Хутора чествовали медицинских работников учреждений здравоохранения района.

Елена Федорова решила поменять место работы по программе «Земский фельдшер» и приняла фельдшерско-акушерский пункт в Студеных Хуторах первого ноября 2021 года. Местные жители благодарны ей и за дельный совет, и за доброе слово.

Все новости рубрики Наши земляки