Равнодушию места нет

30 лет назад в России официально появилась служба социальных работников. О новшествах в организации работы – в интервью с директором Центра социальной защиты населения Еленой Лавренко.

– Елена Александровна, год от года расширяется перечень мер государственной поддержки. Их получают самые разные возрастные категории селян, начиная от семей с детьми и заканчивая пожилыми людьми, которые окружены особым вниманием и заботой. Изменился ли формат работы коллектива?
– Существенным изменением в сфере социальной защиты населения стала цифровая трансформация. В 2020 году дан старт кардинально новому подходу к предоставлению населению части социальных выплат в электронном виде через портал государственных услуг без необходимости сбора пакета документов.

Благодаря системе межведомственного электронного взаимодействия необходимые документы запрашиваются Центром социальной защиты населения самостоятельно.

Это позволило совершить качественный скачок в предоставлении мер социальной поддержки – упростить процесс и сократить время назначения выплат. В будущем нас ждут еще более масштабные изменения, которые предусмотрены Концепцией цифровой и функциональной трансформации социальной сферы на период до 2025 года, что позволит предоставлять социальную помощь максимально оперативно, удобно и адресно.

Работа наша очень гибкая и постоянно развивается. Она базируется на главных принципах: проактивный и индивидуальный подход в оказании помощи, адресная поддержка и особое внимание к людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Но основные функции социальной работы не только не утрачены, не размыты реформами, а приросли новыми видами и методами работы.

Одним из ключевых событий 2020 года стало появление такого инструмента взаимодействия граждан и органов социальной защиты как Единая диспетчерская служба с бесплатным номером 8-800-450-48-48, по которому можно оперативно получить адресные консультации по всем мерам социальной поддержки, узнать статус рассмотрения заявления, оперативно решить возникающие вопросы.

Заявления на любые пособия, в том числе и на получение детских пособий по Указам Президента РФ, льгот, субсидий из резервного фонда областной администрации, принимаются через портал Госуслуг.

– Самая актуальная мера поддержки – социальный контракт. Насколько он востребован в районе?

– В минувшем году Центр социальной защиты населения по Липецкому району активно участвовал в реализации такой эффективной и перспективной меры социальной поддержки населения как государственная социальная помощь на основании социального контракта. В 2020 году жителям Липецкого района было оказано содействие в заключении 178 социальных контрактов. 20 семьям социальный контракт позволил открыть собственное дело и улучшить материальное положение. 68 человек с его помощью смогли найти постоянное место работы. 15 жителей прошли профессиональное обучение. Для 75 семей социальный контракт стал подспорьем в преодолении трудной жизненной ситуации.

Как показала практика, эта мера социальной поддержки оказалась востребованной среди жителей района. В текущем году количество заключенных социальных контрактов уже достигло 139. Не последнюю роль в росте популярности этой меры социальной поддержки сыграло и введение в 2021 году нового направления – социальный контракт на развитие личного подсобного хозяйства.

– Есть ли изменения в социальном обслуживании?

– Система становится более современной и совершенной. Центр социальной защиты населения продолжает вести работу по основным направлениям государственной политики в интересах семьи и детства, граждан пожилого возраста и инвалидов. Коллектив реализует различные мероприятия, затрагивающие наиболее значимые вопросы современной социальной политики. Ключевыми из них являются мероприятия по повышению ценности семейного образа жизни, стимулированию экономической самостоятельности семьи, реализации системы ее государственной поддержки, внедрения механизмов поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению социальной поддержки граждан, нуждающихся в особой заботе государства.

Главное – люди начали получать адресную помощь. Причем не массово, по спискам, а по потребностям. Это самое значимое изменение. В 2020 году на социальном обслуживании на дому состояло 1032 граждан пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями здоровья. По сравнению с предыдущим годом увеличилось количество оказываемых социальных услуг.

В 2020 году социальными работниками учреждения гражданам пожилого возраста и инвалидам оказаны 369274 социальные услуги, а также 82672 дополнительных услуг. С 69 до 198 видов расширился перечень дополнительных социальных услуг, которые теперь предоставляются не только гражданам, состоящим на социальном обслуживании на дому, но и всем нуждающимся в них гражданам пенсионного возраста. Это позволило повысить качество и доступность социальных услуг для жителей Липецкого района, что повлекло увеличение числа граждан, желающих воспользоваться помощью социальных работников.

Работа в социальной сфере далеко не из самых простых, но для многих в нашем коллективе она стала не просто профессией, а призванием. Когда мы видим результаты своего труда, это радует и дает эмоциональный заряд на дополнительные творческие акции, поступки.

Интервью провела Валентина Павловская

11
Обновлено: 11.06.2021 — 17:45